Таджики
являются одним из древнейших народов мира.Если в IX веке н. э. в России
складывается первое государственное образование как Киевская Русь, то таджики
имели свои государства уже в I-ом тысячилетии до н.э. Это Согд, Бактрия,
Хорезм, Мерв ( или Маргиана). Доказывает это и такая древняя книга как Авеста,
которая является и историческим источником и памятником культуры таджикского
народа. Через таджикские государства проходил первый трансконтинентальный тракт
«Великий шёлковый путь». Торговые караваны проходящие через Кушанское
государство распространяли по миру не только кушанские товары, но и их
культуру. Период правления Сасанидов является периодом расцвета таджикской
культуры. Хусрав I Анушерван и Хусрав II Парвиз были ценителями и культуры, и
искуства, и науки, а не только хорошими военночальниками и государственными
деятелями. Таджики, подвергаемые завоеваниям, уничтожению, ассимиляции, смогли
выжить и сохранить свою культуру и язык. О таджиках говорил и великий немецкий
поэт Иоган Вольфган Гёте: «Как бы ни заваёвывали, как бы ни порабощали и даже
уничтожали землю враги, всегда сохраняет свой характер некое ядро народности,
так что не успеешь и оглянуться как издревле ведомый феномен народа вновь
выступает на сцену» 1. Арабское заваевание конечно же нанесло урон таджикскому
народу, но оно принесло единую религию, способствовало и и объединению
этнических групп для борьбы за свою свободу. Саманидский период является уже
завершением формирования единного таджикского народа. Объединение этнических
групп в рамках единого государственного образования да и ещё с единой религиеи
ускорило консолидацию культуры, языка, и самого народа. Таджики не имели тысячу
лет своей национальной государственности, но на протяжении этого времени многие
крупнейшие империи и государства Центральной Азии избрали своим государственным
языком таджикский-фарси2. Великие учёные, поэты, музыканты такие как Борбад,
Абдулкосим Фирдоуси. Рудаки , Абу Али ибн Сино, Саади, и многие другие являются
выходцами из таджикского народа. Я нахожу эту тему очень актуальной и
интересной. Целью доклада является показать и выделить из общей истории именно
процесс формирования такого великого и древнего народа как таджики. Для
раскрытия этой темы первоночально я хочу показать формирование общей
территории, образование единого языка, консолидацию культуры, этапы
формирования народа и объединение этнических групп в единый народ. Об этом
говорили и говорят многие учёные. Б.Г. Гафуров в своей книге «Таджики»
показывает формирование таджикского народа, в книге Н.Н. Негматова «Таджикский
феномен: теория и история», где прослеживаются этапы формирования народа.
Ценный вклад в изучение этногенеза таджикского народа внесла специальная
научная сессия, проведённая в 1942 г. в городе Ташкенте. Комиссией по
этногенезу и этнографии при отделении истории и философии А.Н. СССР (особенно
доклады Н.А. Кислякова, К.В. Тревера и т.д.). Основные пути этногенеза
таджикского народа в пределах среднеазиатского междуречья на основании изучения
комплекса главнейших письменных источников и добытого археологического
материала выяснены в работах Г.Б. Гафурова и А.М. Мандельштама. Над разными
аспектами этой проблемы работали и многие другие ученые- А.Ю. Якубовский, К.В.
Тревер, А.Н. Бернштам , Б.А. Литвинский, Н.Н.Негматов ,Ю.А. Заднепровский и
др., антропологи В.В. Гинзбург, А,В.Ошанин, М.М.Герасимов и др. На основе
добытого при археологических раскопках краниологического материала и изучение
физического облика современного таджикского населения сделали ряд ценнейших
наблюдений и выводов по антропологическому типу населения отдельных районов в
древности, в средние века и в новейшее время, а так же о таджиках в целом. Все
эти исследования показали, что таджикский народ сформировался из ряда
ираноязычных племён и является отдельным этносом.1 Появившийся на мировую арену
как самостоятельный этнос –таджикский народ внёс в мировую цивилизацию весомый
вклад. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования учёных и мыслителей
мира прошлого. Этот аспект темы можно проиллюстрировать на примере высказываний
многих учёных и государственных деятелей. Автор этих строк в качестве примера
выбрал Западно-воточный диван прославленного поэта и государственного деятеля
Иогана Вольфгана Гёте, которого нельзя заподозрить в предвзятости и
необъективности. Его труд служил в качестве ценного источника по избранной нами
теме.