Общественно-экономическая формация, которая охватывает все этапы доклассового общества и существовала от первых человеческих коллективов до появления классов, называется первобытнообщинным строем. Он делится на несколько этапов: 1. Дородовое общество (первобытное стадо и первобытная община); 2. Родовой строй (материнский и затем отцовский род); 3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и государства. Дородовое общество — очень длительный этап, начинающийся со времени появления на земле первых людей и завершающийся формированием человека неандертальского типа примерно 40 тыс. лет тому назад. По данным современной науки, выделение человека из животного мира произошло около 2,5 млн. лет назад в Восточной Африке. Наиболее богатая коллекция каменных орудий и остатков первобытного человека, по данным раскопок в Олдовейском ущелье в Танзании, датируется 1 млн. 750 тыс. лет назад. Из Африки люди очень медленно в течение многих тысячелетий расселились по другим материкам. Это были существа, занимавшие промежуточное положение между обезьяной и человеком (Ноmо Sapiens —человек умелый, питекантроп и синантроп). Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Эпоха палеолита (древнекаменного века), длившаяся более 2 млн. лет, совпадает со временем больших изменений в природной среде. Приспосабливаясь к различным климатическим и географическим зонам, человек постепенно заселяет всю планету. Несмотря на то, что в Средней Азии археологи пока не обнаружили следов жизни самых древних людей, имеются свидетельства о том, что 200 и более тысяч лет тому назад первобытные люди появились на территории современных среднеазиатских республик. В Киргизии, недалеко от города Нарына, в галечниках р. Он-Арча найдены массивные орудия, один конец которых сохранял гладкую валунную корку, а другой при помощи круто направленных ударов был превращен в слегка выпуклое лезвие. Подобные орудия («чопперы») были обнаружены на самых древних палеолитических стоянках Африки, Ближнего Востока и особенно Восточной Азии, а также в Каратау (Южный Казахстан) и в Средней Азии. В Таджикистане найдены изолированные оббитые гальки, часть которых относится к нижнепалеолитическому времени (Ходжаба; кирган, Арал, Октанги). Наибольший интерес представляет открытое местонахождение Кухипиёз в Южном Таджикистане, где несколько галечных орудий очень архаичного облика обнаружены на древней террасе в 150 м над уровнем р. Вахш. Галечники останца Кухипиёз могли сформироваться в начале средне-плейстоценового времени — более 200 тыс. лет назад. В Таджикистане и в других районах восточной части Средней Азии, так же как в Индии, Пакистане и Северном Китае, жили древнейшие человеческие коллективы, обрабатывавшие камень сходными приемами (галечные культуры). Установлено, что интеллектуальная и социальная жизнь неандертальцев — носителей позднеашельской и мустьерской культур — была значительно сложнее, чем это представлялось ученым ранее. Наиболее известным памятником мустьерской культуры (100— 40 тыс. лет до н. э.) в Средней Азии является грот Тешик-Таш, раскопанный академиком А. П. Окладниковым в 1938—1939 гг. в горах Кухитангтау в Узбекистане. Помимо большой коллекции каменных орудий, обнаруженных в 5 культурных горизонтах, здесь найдено погребение мальчика-неандертальца. Среди других пещерных памятников особое место занимает грот Обирахмат, близ Ташкента, где собрана огромная коллекция — 30 тыс. изделий из камня. В Таджикистане мустьерские памятники представлены в основном развитым мустье (50—40 тыс. лет назад). Это открытые стоянки Кайраккумы, Джаркутан, Кара-бура (А. П. Окладников и В. А. Ранов). В 1971 г. начаты раскопки площадки перед пещерой Огзикичик (В. А. Ранов). В урочище Кайраккум (ныне дно Кай-раккумского водохранилища) на останцах древних речных террас зафиксировано 30 стоянок, на которых собрано более тысячи орудий мустьерского времени, изготовленных из очень твердых разноцветных порфи-ритов. Крупные отщепы и пластины из кварцита обнаружены на поверхности среднеплейстоценовой террасы у кишлака Джаркутан в Северном Таджикистане. В Карабуре, у пос. Джиликуль, собрано более 5 тыс. предметов. Необычным в коллекции Карабуры является сочетание типично мустьерских скребел и остроконечников с многочисленными галечными орудиями-чоппингами. Каменный инвентарь Карабуры напоминает изделия так называемой соанской культуры Северо-Западной Индии. В процессе раскопок стоянки Огзикичик археологи получили большую коллекцию мустьерских орудий, отличающихся чрезвычайно тщательной обработкой краев. В Таджикистане, как и в других местах, отмечается существование относительно изолированных групп неандертальцев, которые пользовались разным набором каменных орудий. Технические достижения и значительные социальные сдвиги мустьерской эпохи обусловили колоссальный прогрессивный скачок, который произошел примерно 40 тыс. лет назад и выразился в появлении человека современного физического типа Ното зар1вп8 (человек разумный). Ископаемому человеку современного физического типа — кроманьонцу соответствует новая эпоха — верхний палеолит (40 —12 тыс. лет до н. э.). Это уже родовой строй, возникновение которого обусловлено ростом производительных сил. Усовершенствование орудий труда и развитие способов охоты обусловили заметный рост населения, что привело к освоению первобытными людьми новых территорий. На смену древней технике раскалывания камня камнем приходит значительно более высокая техника отжима. При помощи костяных отжимников человек научился снимать тонкие ровные небольшие пластинки. Происходит специализация орудий труда: появляются орудия для обработки кости, многочисленные скребки для обработки шкур, изготовляются наконечники метательных орудий. Большим достижением родового строя является освоение нового поделочного материала — кости, из которой изготовляются наконечники копий и дротиков, разнообразные гарпуны, шилья, иголки, лопатки и др. Широко практикуется сверление кости кремниевыми сверлами. Значительные сдвиги произошли и в мышлении человека. К началу верхнего палеолита относится появление пещерной живописи — рисунков, в основном изображающих зверей. Получают оформление религиозные представления: охотничья магия, культ мертвых, колдовство. До последних лет единственным верхнепалеолитическим памятником в Средней Азии была стоянка в Самарканде, раскопанная Д. Н. Левом. В 1969—1971 гг. В. А. Рановым был исследован в районе Шугноу, в горах Внешнего Дарваза, новый памятник. Здесь обнаружено четыре верхнепалеолитических горизонта, охватывающих промежуток в 25 тыс. лет. За верхним палеолитом следует эпоха мезолита (10— 6 тыс. лет до н. э.). Одним из важнейших изобретений первобытного человека на новой ступени развития было орудие дальнего боя — лук, которое в значительной степени увеличивало охотничью добычу. «Для эпохи дикости лук и стрела были тем же, чем стал железный меч для варварства и огнестрельное оружие для цивилизации, — решающим оружием» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 21, стр. 30). Для мезолитической эпохи характерен кочевой образ жизни людей, существование небольших, подвижных коллективов. Происходит дальнейшая дифференциация и измельчание орудий труда, формируются условия, необходимые для перехода к новой экономической основе — производящему хозяйству. В это время усиливаются собирательство, использование диких сородичей культурных растений, приручение домашних животных — собаки и свиньи. Мезолитические памятники известны во многих местах Средней Азии. Имеются они и в Таджикистане. В многослойном поселении Туткавул, близ Нурека, к мезолиту относятся два нижних горизонта. Возраст наиболее древнего из них —10 тыс. лет до н. э., верхнего —8—7 тыс. лет до н. э. Близкие материалы встречены на стоянках Обикиик и Чилучорчашма. Иным вариантом мезолита является маркансуйская культура, открытая на Восточном Памире, где раскопанная в труднодоступном районе высокогорья стоянка Ошхона (4200 м над уровнем моря) дала более 10 тыс. изделий из камня. Они представлены крупными орудиями типа скребел, скребков, выемчатых орудий, которые сохраняют в обработке палеолитические традиции. Наряду с этим имеется и комплекс мелких пластин. Мезолитический возраст Ошхоны определяется радиоуглеродной датой —9530 ± 130 лет назад. Примерно 7—6 тыс. лет до н. э. в Средней Азии начинается новый этап в развитии культур каменного века — неолит. Главным содержанием его явилась «неолитическая революция»— переход от потребительской (охота, рыболовство, собирательство) к производящей (земледелие, скотоводство) экономике. Это привело к появлению — впервые в истории человечества — излишнего продукта, что обусловило разрушение старых социальных родовых отношений и знаменовало переход к новой форме общественного строя — классовому обществу. Крупнейшим достижением технической мысли человека неолитической эпохи является производство керамики и изготовление глиняной посуды, что позволяло хранить излишние запасы продуктов. Орудия труда по-прежнему оставались каменными, но стали подвергаться более тщательной обработке, в частности шлифовке. В неолите Средней Азии выделяются три крупные историко-культурные общности. Первая представлена кельтеминарской культурой, которая была свойственна племенам, жившим в равнинной части Средней Азии. Они селились по берегам стариц, озер, небольших речек, занимались охотой и рыболовством. К концу 4 в. до н. э. относится появление на кельтеминарских стоянках костей домашних животных, предметов примитивного земледелия. Вторая общность — джейтун-ская культура, памятники которой встречаются вдоль хребта Копет-Дага в Туркмении и расположены в самом начале пустыни. В отличие от открытых временных стоянок кельтеминарцев, здесь существовали уже поселки из ОДНР.ТИПНЫХ домов с очагами в северной части помещения. Основным занятием джей-тунцев являлось земледелие с применением примитивного доирригационного лиманного чорошения.__Третьей культурно-исторической общьностью является гисарская культура, которая отражает "Жизнь горцев каменного века " Главной обьластью распространнения этой культуры был южный Таджикистан, где зафексированно более сотни стоянок этого типа. Наиболее крупные из них - поселение Куйбульён, близ Дангары, Саёд и Туткавул, в 12 км. от г. Нурека. В последнем на площади 2500 м2 вскрыт двухметровый культлурный слой, возраст которого опредилен 6-м тысячилетием до н. э. Обнаружены сотни небольшых олчагов, выложеных из обломков известняка, остатки «жилых площадок» из расколотого камня, служившие полами легких каркасных жилищ типа больших шалашей. Очень много весьма характерных дйя гиссарской культуры талеч-нйх орудий: скребел, скобелей, топоров, ножей с пришлифованным лезвием и др. Экономическая основа гиссарской культуры не выяснена до конца. Имеется предположение о том, что гиссарцы находились на стадии перехода к производящему хозяйству. Основой последнего в Южном Таджикистане являлось не земледелие, а скотоводство. На территории Таджикистана/:не найдено памятни- ков переходного этапа между каменным и бронзовым веками — энеолитических. Появившиеся во 2-м тыся- челетии до н. э. племена так называемой «степной брон-зы» были представителями тазабагьябской и кайрак-; кумской культур. Для них ведущей формой хозяйства было скотоводство при вспомогательном значении зем- леделия. Именно в это время пастушеские племена стали обосабливаться от других. «Это было первое крупное I общественное разделение труда» (Маркс К. И Э нгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 21, стр. 160). Скотоводство давало много добавочного продукта, что сделало возможным регулярный обмен, который, как и стада, начинает сосредоточиваться в руках племенных и ро довых вождей и отдельных лиц. На юге Средней Азии продолжали существовать зем- ледельческие племена, для которых скотоводство явля- лось лишь подсобным видом хозяйства. Это были племена анауской культуры, жившие в предгорьях Копет-Дага, и чустской — в Фергане. Постепенно земля, считавшаяся собственностью племени и сельской общины, начинает переходить в руки отдельных лиц. Расширение производства в скотоводстве, земледелии, домашнем ремесле увеличило долю труда, приходившегося на каждого члена домашней общины или отдельной семьи. Стало желательным привлечение рабочей силы извне — обращение военнопленных в рабов. «Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых» (М а р к с К. и Э нг е л ь с Ф. Соч., изд. 2, т. 21, стр. 161). Эпоха бронзы наиболее хорошо изучена в Северном Таджикистане. На дне современного Кайраккумского водохранилища были обследованы многочисленные поселения того времени. Кайраккумские скотоводы жили в больших домах легкого типа, внутри которых располагались очаги, сложенные из камня. В стаде преобладал мелкий рогатый скот, хотя уже имелись и коровы. Лошадь использовалась, главным образом, для верховой езды или запрягалась в повозку. Значительную роль играло земледелие, что подтверждает большое количество обнаруженных зернотерок. Охота и рыболовство приносили дополнительный продукт. Кайраккумцы добывали медную руду в Карамазарских горах, производя плавку на месте. Археологи нашли формы для отливки вислообушных топоров и кирок. Керамика украшалась при помощи зубчатого штампа традиционными для степной бронзы орнаментами в виде треугольников, ломанных или прямых лент, «елочки» и т. д. Анализ материала из Кайраккумов показывает, что правый берег Сырдарьи между Ленинабадом и Ка-нибадамом был интенсивно заселен в конце 2 — начале 1 вв. до н. э. Следы поселения степной бронзы кайраккумского типа найдены и в многослойном навесе Октанги, расположенном недалеко от Шахристана, а также в ряде пунктов Южного Таджикистана: на территории совхоза им. Кирова, близ г. Курган-Тюбе, в верхних горизонтах поселений Туткавул и Саёд, в Пархаре. Другой тип поселений этой эпохи представлен погребальными памятниками-курганами в Пархаре, в низовьях Вахша, Бешкентской долине. Это памятники бешкентской и вахшской культур, которые рассматриваются учеными как следы переселения индоарийцев в Индию. Для материальной культуры могильников Южного Таджикистана характерна керамика двух типов: лепная и станковая, которая отличается высоким качеством. Металлические изделия представлены ножами, кинжалами, зеркалами, булавками, сделанными из бронзы и реже из меди. Обнаружены превосходно выделанные кремниевые наконечники стрел, имевших, по-видимому, ритуальный характер. Погребальные сооружения имеют разнообразные конструкции (катакомбы, подбои, могилы с крестовым входом, ямы с углублением, перекрытым обломками плит). Установлено, что памятники бешкентской и вахшской культур оставлены скотоводами. Во 2-м тысячелетии до н. э. на территории современного Таджикистана существовали различные культуры эпохи бронзы. Носители их принадлежали к индоевропейской языковой группе. Основой экономики являлось скотоводство. Земледелие, связанное с оседлой жизнью, не получило развития и было лишь подсобной отраслью. Если племена бешкентской и вахшской культур явно пришлые, то генезис кайраккум-ской культуры сложнее. Гиссарская культура в ее поздних вариантах была одним из важных компонентов складывания кайраккумской бронзы. К концу бронзового века население Таджикистана находилось уже на пороге классового общества.


Реклама
Топ 10 новых песен
Архив сайта
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Подпишитесь

Подпишитесь на обновления:

Реклама
Вход