ТАДЖИКСКАЯ АРХИТЕКТУРА ДО РЕВОЛЮЦИИ
Предки таджикского народа, как и других народов
Средней Азии, жили в стране с жарким климатом. Основным строительным материалом
служил лёсс, использовавшийся в виде прессованных пластов или блоков (пахса) и
кирпича, сырцового и обожженного, а также дерево, имевшееся в изобилии, т. к. в
древности леса покрывали большую часть Средней Азии. В горных и предгорных
районах широко применялся камень. Жаркий климат в значительной мере определил
собой планировку жилых и общественных зданий. В ней с самых ранних времен
важное значение приобрели затененные дворы и айваны (веранды). Применение
кирпича как основного строительного материала привело к преимущественному
развитию (особенно в монументальной архитектуре) арочно-сводчатых и купольных
способов перекрытий, хотя одновременно развивались и плоские перекрытия,
основанные на деревянных, а иногда и на каменных колоннадах. Деревянный
колонный ордер получил наибольшее распространение в массовой жилой архитектуре.
Восточноиранские племена и народности, населявшие Среднюю Азию еще в глубокой
древности, и их прямой потомок — таджикский народ, сформировавшийся в 9—10 вв.,
составляли оседлое, земледельческое и городское население Средней Азии, которое
было создателем ее материальной культуры и архитектурного искусства. Поэтому
исторические границы архитектуры таджикского народа и его предков выходят
далеко за пределы границ современной Таджикской ССР, а начало истории
таджикского зодчества восходит к древнейшим временам доклассового общества
Среднего Востока. Таким образом, ареал явлений таджикского зодчества почти на
всем протяжении древности и средневековья охватывает по существу территорию
Средней Азии, Северного Афганистана и Хорасана. В Таджикистане, как и повсюду,
строительное искусство начинается с попыток первобытного человека приспособить
для жилья естественные пещеры, гроты и скальные навесы. К эпохе раннего неолита(10—5-е
тысячелетия до н. э.) относится грот Шахты на Восточном Памире, украшенный
изображениями животных и фантастических существ. Скальный навес Октант,
служивший жильем для многих поколений людей, также является памятником этой
древнейшей природной архитектуры. Эпоха позднего неолита (5—3-е тысячелетия
дон. э.) — время появления первых сооружений. От жилищ поселения
Куй-Бульён(район Дангары)сохранились полы, выстланные колотыми и
растрескавшимися камнями, и вмазанные в полы крупные сосуды. Найденное в Хорезме
жилище этого времени (Джанбаскала-4) представляет собой овальное здание 24 х 17
м, построенное из дерева и камыша, с центральным очагом и тремя рядами столбов,
поддерживавших крышу. Здесь жило не менее 120 человек — целый род или большая
патриархальная семья. О быстром прогрессе строительного искусства говорит
поздненеолитический дом в Туркменистане (пос. Джейтун), состоящий из ряда
помещений правильной прямоугольной формы и построенный из длинных (60 — 70 см)
брусков глины — несомненных «предков» сырцового кирпича. Появление кирпича
демонстрирует здание Яссытеппа (у ст. Каах-ка), выстроенное из продолговатого
сырца и состоящее из комнат четырехугольной формы. Потолок одной комнаты
поддерживали деревянные колонны, а стены были украшены цветной росписью и
гипсовой инкрустацией. Стремление сделать здание не только удобным, но и
красивым указывает на новый этап развития строительного мастерства, на
превращение его в архитектуру. Об этом же говорят ряды вертикально поставленных
камней в Карамазарсае: они не имеют функционального значения, но создают
художественный образ большой силы. В эпоху бронзы (3 — начало 1-го тысячелетия
до н. э.) существовали поселения скотоводов и земледельцев. Поселение у
Каратеппа (Туркменистан) состояло из площади, вокруг которой вдоль узких улочек
стояли дома с внутренними дворами и большим числом ком-пат. Каждый такой дом
был жилищем семейной общины. Среди множества, построек этого типа, мелких и
крупных, выделяется дом на Намазгатеппа (южный Туркменистан), состоявший из 27
сложно сгруппированных комнат различной формы. Некоторые из них были покрыты
сводами. Это жилище большой патриархальной семьи было построено из
продолговатого кирпича и оборудовано суфами (возвышение для сидения), очагами,
стенными нишами. В эпоху поздней бронзы (2—начало 1-го тысячелетия до н. э.)
появляются укрепленные поселения, окруженные стенами и включающие цитадель.
Таковы Язтеппа, Иззаткули, Мадаутеппа и др. Завоевания Александра Македонского
и деятельность его преемников ввели народы Средней Азии в сферу культуры и
искусства эллинизма, который представлял собой сложный сплав местных
художественных традиций с элементами греко-римского эллинистического искусства.
Чаще используется обожженный кирпич, особенно для выстилки полов, кладки колонн
и арок. Влияние греко-римской античной архитектуры проявилось в применении
черепицы, каменных рельефных фризов и каменных скульптурных деталей,
профилированных цоколей, баз колонн «аттического» типа, ионических и коринфских
капителей, а также целых каменных колонн. Однако все эти элементы архитектуры в
Средней Азии приобрели своеобразный характер и не имеют аналогий в архитектуре
западного эллинизма.. В античном городе Калаимир (Кабадиан, 3 в. до н. э.) дома
были построены из крупного сырца; продолговатые сводчатые комнаты благоустроены
и оштукатурены ганчем (сорт алебастра), из помещений наружу выходили глиняные
трубы водопровода и канализации. Небольшой город Кейкабад-Шах, стоявший рядом с
Калаимир, имел правильный прямоугольный план (375 X 285м), ориентированный по сторонам
света, и регулярную внутреннюю застройку: две главные улицы, пересекаясь в
центре, подходили к воротам, прорезанным в середине четырех стен города.
Двойные стены были укреплены прямоугольными башнями. Кирпичная кладка зданий,
примыкающих изнутри к стенам, имела перевязку с кладкой стен — это означает,
что город строился целиком по проекту. В области Кабадиана сохранилось, еще
несколько античных укрепленных городов. Они невелики, все ориентированы по
сторонам света, имеют прямоугольный план и регулярную застройку. Наряду с этим,
в районе Гиссара (Шахринау) сохранились руины одного из крупнейших античных
городов Среднего Востока. Его ллощадь составляла 350; га, стены через каждые 25
— 30 м были укреплены башнями. Широкие раскопки этого безымянного пока города
еще не проводились. . Небольшой греко-бактрийский город 2 в. до.н. э. Кухнакала
находился в долине Вахша. Его стены, охватывающие прямоугольник 250 X 125 м,
были укреплены башнями с интервалами 16 — 18 м и украшены прямоугольными
выступами — «лопатками». Плотная застройка группировалась вокруг больших дворов
и имела правильный характер: здания ставились параллельно друг другу и
городским стенам, образуя несколько изолированных групп. Крупный
дворцово-храмовый архитектурный комплекс 2 в. до н. э. в Саксанохуре
(Пархарский район) состоит из большого двора с открытым вцутрь колонным айваном
и огибающего двор коридора, вокруг которого расположено множество помещений.
Двор изнутри обходила колоннада. Южнее находилась хуже сохранившаяся часть
комплекса с прямоугольным залом и вторым обходным коридором, которую
исследователи считают храмовой. Здесь найдены великолепные капители колонн
коринфского типа, базы и другие архитектурные детали, вырубленные из камня,
указывающие на оригинальное развитие местными мастерами архитектурного опыта
западного эллинизма. Сочетание двора с айваном, лежащее в основе планировки
дворца, позже станет важным и долговечным планировочным приемом таджикской
архитектуры. К греко-бактрийской эпохе (3 — 2 вв. до н. э.) относится зарождение
некоторых крепостей Западного Памира, таких как Ратм, Ямчун, Кахкаха, Они
составляли единую оборонительную систему. Стены с крупными и прямоугольными
башнями возведены в основном из камня, частично из сырца и пахсы. Архитектура
античной Парфии представлена прекрасными ансамблями парфянской столицы Нисы (у
Ашхабада). Рядом с городом (Новая Ниса) размещалась укрепленная резиденция
царей — Старая Ни--са, застроенная дворцами и храмами. Здесь на возвышении, под
защитой пахсовых стен толщиной 8 — 9 м, стояли здания «царского заповедника»:
квадратный дом, .состоявший из анфилады удлиненных залов вокруг внутреннего
двора,, окруженного колоннадой; огромный квадратный зал (20 х 20 м), украшенный
полуколоннами, пилястрами и статуями парфянских царей, с потолком, опиравшимся:
на четыре столба, составленных каждый как бы из четырех круглых ко-, яонн;
круглый зал диаметром 17 м, также .украшенный статуями и пилястрами н служивший
храмом. Архитектурный облик этих зданий своеобразен, в их убранстве заметны
сильно переработанные мотивы западно-эллинистического искусства (пилястры,
полуколонны, фризы, статуи в нишах и др.). Многочисленные крупные статуи были
выполнены из глины и раскрашены, отдельные архитектурные детали сделаны из
обожженной глины. Для архитектуры Хорезма 4— 2 вв. до н. э. характерны
города-крепости с геометрически правильной планировкой и сильными укреплениями.
Город Джанбас-кала представлял собой правильный прямоугольник двойных стен с
единственным входом, защищенным особым укреплением. Стены лишены башен, но
прорезаны огромным количеством бойниц. Застройка состояла из двух слитных
массивов жилищ, разделенных широкой улицей, которая прорезала город по длинной,
осн. Ее замыкало какое-то крупное здание — дворец Или храм. Аналогично был
устроен другой хорезмский город того времени — Бабиш-мулла. 4 в. до н. э.
датируется одно из своеобразнейших и загадочных зданий древнего Хорезма —
Кой-Крыл-ганкала. Круглое в плане сооружение диаметром 14 м заключдет в себе
несколько сводчатых комнат, симметрично расположенных по сторонам среднего
удлиненного, разделенного пополам помещения. Оно стояло в центре двора,
окруженного кольцеобразной стеной. Позже двор был застроен, и возникла вторая
внешняя стена с башнями. Назначение этой величественной и необычной постройки,
господствовавшей над обширным населенным районом, остается неясным. Архитектура
Кушанской эпохи, последней стадии эллинистической культуры Среднего Востока,
продолжала традиции предыдущей эпохи. Монументальное жилое здание раннего
Кушанского времени на Кызыл-Кыре (северо-западнее от Бухарского оазиса) по
плану близко квадратному дому Старой Нисы, но его стены очень толсты, дворик
лишен колоннады, вход укреплен башней, и вся архитектура имеет крепостной
характер. Оно построено из пахсы с прокладками крупного квадратного сырца.
Кушанская крепость Тали- Барзу (в Согде) представляла собой колоссальное
многокомнатное здание с угловыми башнями и .внутренним двором, в центре
которого на холме стояла башня. Здание состояло из нескольких сотен узких
сводчатых помещений, примыкавших к внешним стенам,— здесь размещался крупный
гарнизон. Официальной религией Кушанского царства был буддизм. Из
многочисленных буддийских монастырей этого времени сохранился монастырь
Каратеппа в Термезе (1—2 вв. н. э.), состоявший из нескольких замкнутых
пещерных комплексов с коридорами и худжрами (жилыми комнатами — кельями), и
наземного храма. Образцом искусства и архитектуры 1 в. до н. э., т. е. рубежа
Бактрийской и Кущанской эпох, является дворцовое здание в Халчаяне (у Децау).
Небольшой дворец отличается величием архитектурного облика и великолепным
убранством из глиняной скульптуры, украшавшей .парадные помещения большими
тематическими композициями. Его планировка оказала, влияние на устройство более
поздних дворцовых зданий. К позднекушанскому времени относится, видимо, и
большой христианский монастырь, на .берегу Аму-дарьи у Айваджа, состоящий,из
нескольких десятков многокомнатных пещерных помещений — жилых, культовых и,
хозяйственных. Античную архитектуру Средней Азии отличает широкое использование
скульптуры и живописи. Они применялись в зависимости от назначения зданий и
составляли с архитектурой органическое единство. Эта архитектура, по
преимуществу городская. В ту эпоху в основном сложились строительные и
планировочные приемы архитектуры предков таджикского народа — земледельческого,
оседлого населения Средней Азии. ' • В 3—4 вв. н. э. в связи с кризисом
рабовладельческой формации наблюдается упадок городов и городской культуры
Средней Азии. Жизнь из умирающих городов переходит в замки феодализирующегося
аристократического сословия — дихкан, Замок (кешк) становится основным объектом
строительства раннего средневековья, а вырастающие под его защитой ремесленные
поселения — зародышами будущих городов. Политическая раздробленность обусловила
укрепленный, крепостной характер раннесредневекового строительства. Жилища
землевладельцев ставятся на высокие искусственные платформы, стены возводятся
возможно толще. В связи с этим возрастает значение битой глины. Замки имели
обычно два этажа: наиболее просторные парадные йомещения занимали второй этаж,
небольшие хозяйственные и жилые комнаты — первый. Часто центральная часть замка
окружалась внешней группой помещений, отделенных от центра обходным коридором,
при этом центр обычно возвышался над боковыми частями. Наиболее древние
раннефеодальные замки датируются 5 в. н. э. Среди них — здания с четким
делением на «ядро» и периферийные помещения: Аултеппа (долина Кашкадарьи),
Мунчактеппа (Устру-шана). Замок 5 в. Балалыктеппа, известный прекрасными настенными
росписями, повторяет в плане ку-шанское здание Кызыл-Кыр, но с характерными
отличиями: его помещения сводчатые, и он поднят на высокий цоколь-платформу. В
Аултеппа и Балалыктеппа своды и арки имеют полукруглый контур, характерный для
архитектуры античности; но в 5 в. появляется новый тип сводов и арок — с
эллиптическим контуром, вертикально приподнятым снизу и слегка придавленным
вверху. Такой контур увеличивает высоту помещений и уменьшает давление на
стены. За некоторым исключением строительство теперь ведется не квадратным, а
удлиненным сырцом со сторонами около 50 X 25 см, что позволяет лучше
«перевязывать» кладку. Древнейшая раннесредневековая постройка Хорезма — замок
Барак-там — датируется 4 в. и. э. На его втором этаже находился квадратный зал,
перекрытие которого состояло из 'двух пересекающихся сырцовых арок,
переброшенных со стены на стену. Такая конструкция не находит параллелей в эту
эпоху и снова появляется (в несколько ином виде) только в 15 в.
Общественно-дворцовые здания эпохи малочисленны. Их редкий образец — Кызылтеппа
(с. Ашт) — крупное многокомнатное сооружение с башнями и бойницами, в центре
которого расположен большой парадный зал с суфами вдоль стен. Рядом найдены
остатки двух небольших зданий «базиликального» типа, продолговатых, с двумя
рядами колонн внутри, планировкой напоминающих древнегреческие храмы.
Архитектура 6—8 вв., когда феодальные отношения в Средней Азии в целом уже
сложились, известна по довольно большому количеству образцов. Укрепленное
жилище землевладельца продолжает оставаться в это время основным объектом
монументального строительства. Одновременно формируются и растут
торгово-ремесленные города, иногда на месте старых, античных городов. Известны
крупные здания культового, дворцового и общественного назначения. Совершенствуются
строительные приемы и конструкции, появляются купола и стрельчатые своды, более
прогрессивные, чем прежние эллиптические. Возведение куполов над квадратными в
плане помещениями вызывает к жизни систему подкупольных конструкций — «парусов»
и «тромпов», которая быстро совершенствуется. Расширяется сфера употребления
жженого кирпича, что приводит к важным последствиям и в инженерно-строительной,
ив художественно-декоративной областях. Изобразительные искусства — настенная
живопись, скульптура, рельефная декорация стен — продолжают играть важнейшую
роль. в оформлении зданий самого разного назначения. Широко применяются также
деревянные резные детали: колонны, фризы, балки,, потолки, резные обрамления
дверей и т. п. Кешк Чильхудгкра — наиболее яркий образец зданий; этого типа в
Таджикистане. В 5 в. было возведено его ядро, состоявшее из трех параллельных
сводчатых комнат и поперечного, также сводчатого, вестибюля. Позже здание было
обстроено высокими сводчатыми помещениями с двумя угловыми башнями и получило
второй, а возможно и третий этаж, куда вел спиральный пандус (плавный пологий
подъем без ступеней). На втором этаже располагались большой приемный зал,
купольное святилище и обходная открытая галерея, а также ряд других помещений.
Замок был украшен живописью и деревянной скульптурой. Это единственный случай
кешка с почти полностью сохранившимся вторым- этажом. Все его архитектурные
конструкции, особенно свод спирального пандуса, отличаются совершенством.
Архитектура здания подчинялась задачам обороны, но главные помещения отличались
удобством и роскошью. Столь же комфортабелен и своеобразен лежащий рядом,
меньший по размерам кешк — Урта-Курган. Его отличают два парадных зала и резное
деревянное перекрытие над пересечением коридоров типа равзан (бревенчатое
перекрытие, образованное несколькими уменьшающимися многоугольниками), бытующее
и ныне в горных районах Таджикистана. На городище Шахристана, где находилась
столица Уструша-ны Бунджикат, раскопано несколько крупных зданий 6 — 7 вв.
Среди них — дворец правителей с огромным залом, снабженным внутренним тронным
айваном, украшенным живописью и тончайшей деревянной резьбой; «малый» (видимо,
более поздний) дворец с тремя ярусами помещений, парадными залами и тронным
айваном, раскрытым в обширный двор; здание казарм городского гарнизона,
состоящее из одинаковых сводчатых комнат по сторонам коридора. О городе эпохи
раннего средневековья дают представление раскопки Пенджикента. Город состоял из
цитадели (кухендиза), где была резиденция правителя, собственно города, с тесно
застроенными жилыми кварталами и неширокими улицами, и пригородных усадеб,
рассыпанных за городской стеной. В систему застройки были включены крупные
здания общественно-административного назначения. Центром жилого дома служил
прямоугольный зал с суфами вдоль стен и четырьмя колоннами, поддерживающими
деревянный потолок; стены. залов обычно были украшены росписью. Некоторые залы
снабжены внутренними «тронными» айванами или нишами, приподнятыми над полом.
Небольшие помещения первых этажей, жилые и хозяйственные, были перекрыты
сводами. Четырехколон-ные залы, с суфами были принадлежностью не только
городских жилищ, но и кешков и дворцов, в последнем случае они отличались
большими размерами. Многоцветная роспись стен, богатейшая резьба деревянных
деталей архитектуры и круглая деревянная скульптура были в это время не
исключением, а общераспространенной особенностью архитектуры. Жилые здания
имели два и три этажа. Связь между этажами осуществлялась пандусами. Кроме
узких щелевидных проемов применялись широкие окна с деревянными или арочными
перемычками. Стены возводили из пахсы и сырца, обычно совмещая то и другое, а
также, в технике «комбинированной» кладки, разнообразно располагая -кирпичи в
сплошной массе глины. Кладка сводов велась методом «параллельных отрезков»,
который не требовал деревянных кружал. Строительная кладка изнутри всегда
скрывалась штукатуркой, росписью, ганчевой облицовкой и т. п., хотя были
попытки использовать саму кладку для создания художественного эффекта — с
помощью подбора сырца разного цвета или подрезания ребер кирпичей, что
образовывало на фасаде «пунктирные» углубления. Расширялось также применение
обожженного кирпича, из которого стали чаще выводить опорные столбы, делали
прокладки под своды и отмостку полов. Уменьшаются оборонно-крепостные функции
архитектуры. Особенно заметно это в дворцовом строителъст- • ве. Дворцовые
комплексы в Шахристане, Гардани-Хисоре, Варахше и др. отличаются сложной
планировкой, большим количеством помещений, богато украшенных и просторных. В
большинстве из них имелся двор или зал с внутренним «тронным» айваном. Во
дворце Варахши (Бухарский оазис) «тронный» айван отделялся от двора
величественной тройной аркадой, украшенной резным ганчем и напоминавшей римские
триумфальные арки. Ее массивные колонны были сложены из обожженного кирпича.
Резным ганчем с разнообразными рельефными изображениями и живописью были
украшены парадные помещения дворца. Дворец Гар-дани-Хисор, построенный в горной
лесистой местности, был украшен резным деревом. Укрепленные замки и цитадели,
игравшие роль не столько жилых, сколько караульных помещений, такие как замки
на горе Муг и Кум (Верхний Зеравшан), Караултеппа и казарма в Шахристане,
цитадель Варахши, состояли из длинных сводчатых комнат в разном сочетании.
Культовая архитектура этой эпохи представлена храмами различных религий. В
Ак-Бешиме (Киргизия) согдийские колонисты построили два буддийских храма,
продолжающих традицию кушанского времени: святилища, окруженные обходной
галереей. В одном храме таких галерей было две, в другом перед святилищем
располагался большой колонный зал, обращенный во двор. Входная часть храма на
другой стороне двора своей планировкой напоминала жилой укрепленный дом. Оба
храма были украшены живописью и скульптурой. Крупный буддийский монастырь
Аджи-натеппа (близ Курган-Тюбе) включал двор, в центре которого стояло
культовое сооружение (ступа), а по сторонам располагалось множество помещений
культового, жилого и хозяйственного назначения. Двор был расширен айванами.
Монастырь украшали многочисленные статуи, среди которых была 12-метровая статуя
лежащего Будды. Изображения сохранили облик нарядных купольных павильонов с
арочной галереей под крышей. Такие павильоны воспроизводили образ жилого кешка
с купольным залом в центре, но были раскрыты наружу и, видимо, в них
происходило ритуальное прощание с умершим. Они оказали влияние на облик будущих
мусульманских мавзолеев, которые начали возводиться в 9 в. В 5—7 вв.
складываются основные композиционные приемы архитектуры Средней Азии: здания
центрического типа с одинаковыми в основном фасадами и двором или купольным
залом в центре; архитектурные комплексы дворово-айванного типа с продольной
осью симметрии, на которой лежат главный вход, двор, внутренний айван и обычно
расположенный за ним купольный зал.